На нашем сайте мы используем cookie файлы.
Узнать подробнее.
Форматы розничной торговли
1 июля 2015
// Советы покупателям
Это необходимо знать! Статья о форматах розничной торговли.
В настоящее время розничная торговля занимает ведущие позиции среди всех секторов российской экономики. За последние три года объемы розничной торговли увеличились в три раза. В качестве сравнения стоит выделить такие страны, как Германия, США и Франция, в которых уровень объема современных форматов равняется 80 - 90%. Этот же показатель на территории Российской Федерации достигают 20%, а в нашем городе он составляет 22 - 23%.
Сегодня все форматы розничной торговли, которые имеют место в Европе, являются наиболее оптимальным стандартом предприятий, позволяющим обеспечивать наиболее качественное обслуживание потребителей. В этом плане Новосибирску не нужно изобретать новые методы, так как он идет по тому пути, который был пройден европейской рыночной экономикой.
Формат магазина определяется при помощи следующих параметров:
- размеры торговой площади;
- оборот товара;
- объемы продаж;
- численность персонала и пр.
К числу современных торговых форматов можно отнести гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, магазины "у дома", мини-маркеты. Современный экстерьер, качество обслуживания и подход к работе выгодно отличают эти магазины от тех, которые остались еще со времен СССР.
Стоит отметить, что каждому формату торговли свойственны свои отличительные черты. Для сравнения, гипермаркет будет отвечать всем требованиям формата только в том случае, если его площадь будет равняться 4000 кв. м. и более, площадь его склада - не больше 4500 кв. м. Кроме того, в магазине должно быть от 25 до 40 касс, наименований продукции от 25 до 50 тысяч, а общий оборот должен быть не менее 4500 тысяч долларов. Только при соблюдении всех пунктов торговая точка имеет полное право называться гипермаркетом. Более того, в планах комитета по товарному рынку приоритетом сегодня стоит развитие слабых направлений.
Интересным направлением работы являются гипермаркеты. Их в Новосибирске достаточно много. Существует высокая потребность покупателей в такого рода торговых площадях, где можно торговать как продовольственными, так и непродовольственными товарами, однако эта потребность пока не закрыта. Поэтому, по словам экспертов, стоит увеличить число таких торговых площадей, тем более, что с приходом федеральных и международных сетей, это будет не сложно. В настоящее время в Новосибирске работают следующие гипермаркеты: "Ашан", "Икеа", "Гигант", "Лента", "Рамстор" и пр.
В целом, Cash & Carry представляет собой мелкооптовую и розничную продажу товаров и является переходящим звеном к формату гипермаркета. Склад таких торговых точек организован непосредственно в зале. Cash & Carry не имеет четких параметров формата, так как отечественные и западные представление существенно отличаются.
Требования по соответствию форматам.
Cash & Carry подразумевает:
- Площадь торгового зала - 7000 кв. м.;
- Ассортимент товара - до 10 тысяч позиций;
- Уровень цен ниже среднего;
- Число покупок за день - до 10 тысяч;
- Общий оборот продаж - до 30 млн;
- Число работников - до 150 человек;
- Возможно наличие собственных производственных цехов.
Касательно формата гипермаркета, требования следующие:
- Площадь торгового зала - от 4 до 10 тысяч кв. м.;
- Площадь склада - до 4500 кв. м.;
- Количество касс - от 25 до 40;
- Ассортимент, состоящий из 25 - 40 тысяч позиций;
- Наличие специальной ценовой политики;
- Число покупок в день - до 15 тысяч;
- Оборот в месяц - от 4500 до 6000 тысяч долларов;
- Число сотрудников от 600 до 900;
- Наличие собственных производственных цехов.
Самым распространенным форматом торговли в Новосибирске являются супермаркеты. В настоящее время в городе успешно функционирует более 100 продовольственных супермаркетов. Каждый год открывается от 10 до 20 супермаркетов, так как это формат является наиболее востребованным и интенсивно развивающимся. Однако не всегда вывеска торговой точки соответствует действительности.
Требования, выдвигаемые к супермаркетам:
- Площадь торгового зала - от 500 до 2000 кв. м.;
- Склад площадью от 250 до 600 кв. м.;
- Количество касс - от 5 до 20;
- Ассортимент, включающий 3,5 - 20 тысяч позиций;
- Цены выше рыночных;
- Число покупок в день - от 1200 до 3000;
- Оборот 1200 - 3000 тысяч долларов;
- Штат сотрудников от 50 до 190 человек;
- Наличие собственных производственных цехов.
Что такое формат торговой точки?
Формат - это совокупность объемов, площадей, информационных технологий и обеспечения, в соответствии с принятым стандартом. Таково международное определение термина. Площадь супермаркета должна быть не менее 400 кв. м., а если она меньше - это уже не супермаркет. Кроме того, вывеска магазина должна полностью соответствовать его формату. Комитет по товарному рынку начал проверку торговых точек с целью определения формата каждой из них до конца года.Интересное направление представляет собой формат дискаунтера, который ведет низкую ценовую политику. Сегодня в Новосибирске работает порядка 70 подобных предприятий. По мнению экспертов, дискаунтер - это перспективное направление, которое в настоящее время динамично развивается. Тенденция последних лет свидетельствует о том, что потребители с рынков переходят именно на дискаунтеры.
Требования к формату дискаунтера:
Мягкий дискаунт.
- Площадь торгового зала - 450 - 800 кв. м.;
- Площадь склада - 100 - 250 кв. м.;
- Число касс - от 5 до 10;
- Ассортимент, состоящий от 1 до 2,5 тысяч позиций;
- Уровень цен ниже среднего;
- От 1000 до 2500 покупок в день;
- Ежемесячный оборот от 250 до 400 тысяч долларов;
- Штат персонала, состоящий из 34 сотрудников;
- Отсутствие собственных производственных цехов.
Жесткий дискаунт.
- Площадь торгового зала - 300 - 600 кв. м.;
- Площадь склада - 100 - 200 кв. м.;
- Число касс - от 2 до 6;
- Ассортимент, состоящий от 0,8 до 1,2 тысяч позиций;
- Низкие цены;
- От 1200 до 2700 покупок в день;
- Ежемесячный оборот от 120 до 270 тысяч долларов;
- Штат персонала, состоящий из 28 сотрудников;
- Отсутствие собственных производственных цехов.
Несмотря на то, что современные форматы торговли бурно развиваются, но не все акулы советской экономики ушли в прошлое. Существовавшие ранее специализированные магазины "Овощи", "Молоко", "Хлеб" сегодня полностью исчезли. Универсамы же, напротив, не просто остались, они стали ныне супермаркетами.
Кроме того, в настоящее время широко распространены такие торговые форматы, как "убийца категорий". Ярким примером в этом случае является IKEA. Идея очень проста: лучше быть лидером не во всех категориях, а, например, в одной, предлагая, при этом, более широкий ассортимент, лучший сервис и цены. В России, подобно другим странам, идет процесс расслоения населения. Одни потребители хотят купить все, быстро и в одном месте. При этом, качество продукта ставится на последнее место. Другие же потребители готовы проехать огромные расстояния, чтобы только приобрести качественный продукт.
В настоящее время в городе осталось всего 2 универмага: "ГУМ" и "ЦУМ". Однако, в ближайшее время планируется открытие еще нескольких, чтобы этот формат и далее развивался и не исчез полностью. Ведь он рассчитан на средний и ниже среднего ценовой сегмент. Более того, такой формат предлагает хороший ассортимент и отличное обслуживание, что экономит время покупателей.
Большая конкуренция ведет к тому, что меняются факторы выбора покупателем формата торговых точек. Для 60% россиян фактор цены играет ведущую роль, однако и эта тенденция меняется в пользу качества товара и широкого ассортимента. Поэтому торговые сети сегодня активно развивают мультиформатность, что позволяет привлекать большее число потребителей разных категорий.
Исследование продовольственной сети в Новосибирске уже начались. В ближайшее время Комитетом по товарному рынку будет определен формат всех торговых точек, так как большинство из них на данный момент самостоятельно не определили свой формат. Поэтому не исключено что очень скоро некоторые знакомые всем магазины могут поменять свои вывески на новые.
- Комментарии
Загрузка комментариев...