"ШТРИХ-М" и эволюция торговых технологий.

Сейчас имя "ШТРИХ-М" является, без сомнения, одним из самых узнаваемых брендов рынка автоматизации торговли. Основа для этого была заложена много лет назад – когда ШТРИХ-М одни из первых в России стали создавать пусть простые, но надежные и эффективные, а главное - доступные решения, позволяющие сопрягать обычные кассовые аппараты с компьютером и сканером штрих-кода. Эти системы решали почти те же задачи, что и "модные" в те годы импортные POS-терминалы, но стоили в несколько раз дешевле. Впрочем, и выглядели они соответственно – безумное количество проводов, постоянно вываливающиеся из розеток блоки питания…
Но самое неприятное – физическое ограничение на развитие возможностей системы. Любое разумное желание клиента упиралось в кассовый аппарат: внутренние ресурсы ККМ очень ограничены, изменения просто так не внесешь – реестр, однако… Выход был только один – всю логику реализовывать на ПК, к нему же подключать периферийное оборудование, а кассу использовать только как принтер чеков с фискальной памятью. И в 2000 году началась эра фискальных регистраторов.
Справедливости ради надо отметить, что фискальные регистраторы существовали задолго до этого. Даже обычную системную кассу можно было использовать в режиме фискального принтера чека. Главная заслуга Компании "ШТРИХ-М" в том, что она доказала на практике – нет более оптимального решения для автоматизированного рабочего места кассира, чем универсальная, гибкая POS-система, созданная на основе компьютера и фискального регистратора. Фискальные регистраторы "ШТРИХ-М" и POS-системы на их основе стали массовой продукцией и стремительно захватили значительную часть рынка POS-терминалов.
Но, как и в живой природе, одного только факта присутствия на рынке недостаточно – необходимо выдержать конкуренцию. Собственные POS-системы практически мгновенно появились у всех – и не только у производителей ФРов, но и у всех фирм, их продающих. И чем меньше компания, тем ближе она клиенту, тем легче ей подстроиться под его требования. Следуя пожеланиям клиента, поставщики могут менять комплектацию, снизить стоимость решения. Как выжить в этой ситуации крупному и относительно неповоротливому производителю? Выход только один – создание специализированных решений, конкурентные преимущества которых не смогут быть повторены небольшими компаниями при том же уровне общей надежности и стоимости.
Так появилась первая POS-система от "ШТРИХ-М" - всем известный "Штрих-МАСТЕР". Крупный, солидный аппарат обладает явными преимуществами перед собранными на коленке из ФРа, компьютера, дисплея и т.д.: снаружи нет ни одного лишнего провода, все элементы надежно соединены, имеются в нужном количестве все необходимые порты для внешних устройств, комплектующие – от лучших мировых производителей. Таким образом, клиент, если и платил больше по сравнению с "мелкосерийным" изделием, то взамен получал гораздо более ценное преимущество - надежность. В дальнейшем линейка POS-систем расширилась за счет сенсорных решений – "Штрих-TouchMaster" и "Штрих-TouchLine".
Почти две трети регистраторов и POS-систем поставляется для использования в супермаркетах. Магазины этого формата быстро стали популярны и конкуренция между ними обострилась. Покупок в чеке много, и для супермаркета особенно важно, что бы кассир максимально быстро обслужил покупателя. Выход – создание специализированного, максимально эргономичного для кассира, решения. И была разработана POS-система с фронтальной посадкой кассира – "Штрих-FrontMaster". Сейчас этому решению чуть больше года, но она уже набрала популярность и стала вытеснять классический вариант – "Штрих-Мастер". Как и в случае с фискальными регистраторами, нельзя сказать, что фронтальную посадку изобрели в "ШТРИХ-М". Фронт-системы изредка встречались в магазинах и до этого – дорогие, импортные. Но "ШТРИХ-М" создал решение, приемлемое по цене и превосходящее по функционалу – и оно стало массовым.
Стоять на месте нельзя, конкуренты не заставят себя долго ждать. Сейчас в Компании полным ходом идет разработка еще более совершенного решения – кассового бокса с интегрированной в него системой организации работы кассира. В отличие от "FrontMaster’а" здесь применен принципиально иной подход – не монтировать POS-системы на кассовый бокс, а интегрировать ее внутрь, сделать неотъемлемой частью. Это позволит сделать работу кассира еще более комфортной, а обслуживание покупателей – еще более быстрым. И, что немаловажно, устранит проблему "несовместимости" различного оборудования от разных производителей.
Другим способом выживания в природе является массовость. В кассовом бизнесе это можно достигнуть только за счет минимизации стоимости при наличии всего необходимого клиенту функционала. Существенная часть рынка автоматизированных рабочих мест кассира по-прежнему занято пассивными системными кассами. Это компромиссное решение – ограниченный функционал, невысокая цена. 
Но кассовые аппараты – это только одна из сторон деятельности Компании "ШТРИХ-М", пусть и немаловажная. Всем известна весовая техника под маркой "Штрих". В этой "эволюционной ветке" самая совершенная на сегодня модель – комплекс этикетирования "PC-Scale-200". Полнофункциональный компьютер с весовым модулем, принтером и двумя TFT-матрицами позволяет сделать процесс взвешивания настолько удобным и понятным, что к комплексу можно "подпускать" обычных покупателей – а значит сделать супермаркет настоящим магазином самообслуживания. На экране "PC-Scale" могут демонстрироваться рекламные ролики, видеозаписи процесса приготовления блюд профессиональными поварами, различные рецептуры и пр. Казалось бы, это и есть вершина эволюции весового техники? Но в Европе уже есть случаи использования комплексов этикетирования, самостоятельно распознающих положенную на весовую платформу продукцию. А значит, у разработчиков Компании "ШТРИХ-М" есть новая задача… Заполняя жизненное пространство, природа никогда не делает ставки на один вид. Поэтому наша Компания не только развивает "исторические" направления, но и создает новые, смежные с основным вектором бизнеса. Только за последний год были основаны три крупных самостоятельных "ветви":
- Создана новая консалтинговая компания, специализирующаяся на предоставлении консультационных услуг по выбору, внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем.
- Стремительно развивается тема автоматических платежных систем. Десятки автоматов, принимающих платежи за услуги сотовой связи, уже стоят в российских городах. И это только начало – помимо расширения списка принимаемых платежей (коммунальные, кредитные и т.д.), на подходе новые модели платежных терминалов – например, для автоматического управления топливораздаточными колонками на АЗС.
- Компания "ШТРИХ-М" начала производство и продажу оборудования для "магазиностроения". Кассовые боксы и стеллажи от "ШТРИХ-М" позволяют ее партнерам делать действительно "комплексное" внедрение.

Но для нормального развития "ШТРИХ-М" необходимо дополнительное пространство. Выставки "EuroShop" и "CeBIT", в которых Компания принимает участие последние два года, показали огромный интерес в мире к продукции "ШТРИХ-М". Впрочем, ничего удивительного здесь нет – во многих странах, не хотят переплачивать за известные мировые бренды, но и наступать на грабли в виде дешевых "азиатских" поделок тоже не желают. Продукция известной российской Компании, получившая все необходимые европейские сертификаты, идеально пришлась по вкусу. Первые контракты уже заключены.
В заключении хочется сделать некоторое резюме всему сказанному.
На рынке торгового оборудования существуют десятки компаний, предлагающие похожий ассортимент продукции. Сканеры, принтеры, кассовые аппараты… у кого-то дороже, у кого-то дешевле… одни являются официальными дистрибьюторами, другие – ввозят "серую" продукцию или занимаются перепродажей… Компаний, как и "ШТРИХ-М", предлагающих широкий спектр продукции и решения «под ключ» тоже немало…Чем же выделяется Компания "ШТРИХ-М" на этом рынке и за счет чего она достигла успеха?
Во-первых, Компания "ШТРИХ-М" - не просто продавец оборудования. В первую очередь Компания является разработчиком систем автоматизации. Больше половины всего предлагаемого оборудования разработано и произведено на предприятиях, принадлежащих Компании. Комплексные программные решения также создаются в стенах "ШТРИХ-М". Следствием всего этого являются гибкие условия поставки, приятные цены, высокое качество, оперативный сервис и – что немаловажно - открытость для индивидуальной работы с заказчиком.
Во-вторых, приобретая оборудование или программное обеспечение от "ШТРИХ-М", клиент не остается с ним "один на один". К его услугам специалисты, готовые все установить, настроить, обучить персонал и потом поддерживать готовое решение. Эти услуги предлагает как сама Компания, так и более чем 600 авторизованных партнеров по всей стране. Таким образом, Компания контролирует полный цикл существования продукции – от разработки до внедрения и обслуживания.
И самое главное.
Продукция, разработанная Компанией "ШТРИХ-М" - это серьезный конкурент "импортным" аналогам. И не только по цене. В продукции ШТРИХ-М часто используется гораздо более современная элементная база и технологические решения.